Культура духовного насилия
Каждая больная церковь падает по-своему, но много в этом есть общего. © Марк ДеХесус
Я провёл многие годы, помогая людям восстановиться после различных ситуаций, связанных с насилием. Это и насилие в семье, и в доме, и даже насилие в церкви. В последнее время складывается понимание того, как окружение в церкви и в служении может злоупотреблять своим влиянием и своим авторитетом, нанося при этом ущерб духовной и эмоциональной жизни людей. Это получило название духовного насилия. Последствия этого наносят больший вред, чем большинство людей могут себе представить.
Потребность в лучших ответах
Я обнаружил, что большинство христиан, которые профессионально служат Богу длительное время, в некоторой степени являются частью духовно токсичной среды. Тем не менее, мне редко приходится видеть, что люди как-то пытаются излечиться после этих пагубных ситуаций. Наилучшее решение, которое предлагается, — это “что было, то прошло” или “смирись с этим.” Между тем, вокруг ходят верующие с рваными духовными и эмоциональными ранами и не знают, как исцелить их.
Часто это случается потому, что они находились в такой среде, где подвергались духовному насилию слишком долго и не знали ничего лучшего. На самом деле, я заметил, что люди, попавшие в такие ситуации, теряют способность здраво оценивать ситуацию. Это всё равно, что жить с алкоголиком так долго, что жизнь с постоянными подъемами и падениями в их зависимости — это нормально.
Разбираясь с шаблонами духовного насилия
Многие церкви изменяются, делая здоровье своей духовной семьи наивысшим приоритетом. В них начинают утверждаться любовь, уважение и обновлённый взгляд на здоровую власть. Однако нам есть ещё над чем поработать.
Я провёл бесчисленное количество часов, работая лично с людьми, которые пережили духовное насилие. Некоторые из этих историй заставили бы волосы на ваших руках встать дыбом. Но Бог милостиво работал в жизнях многих из этих людей, исцеляя их раны и обновляя их систему веры, позволяя им развивать здоровые отношения и здоровое общение.
В то же время, очень важно знать о предупреждающих знаках. Из своей работы с людьми и церквями, а также на основании своих длительных исследований, я составил перечень некоторых распространённых признаков того, что человек подвергается насилию.
Пожалуйста, поймите, что я не бросаюсь словом “насилие” просто так. Это очень серьёзный вопрос, и я делюсь этим в трезвом рассудке и с усиленной молитвой. Обратите внимание: совершенно не обязательно, чтобы присутствовали все эти признаки насилия одновременно.
- Искажены стандарты почитания, уважения и авторитета.
Это наибольший фактор, говорящий о том, что имеет место духовное насилие. Вместо культуры уважения и почитания, как со стороны лидеров, так и со стороны подчинённых, присутствует авторитаризм. Со временем лидеры перестают быть доступными. Может появиться злоупотребление выражением “не прикасайтесь к помазанникам Божьим,” и Тело теряет способность собираться и размышлять вместе.
Здесь мало внимания уделяется работе над проблемами, потому люди либо тихо уходят, либо находятся в молчаливом подчинении без личного вовлечения. Вместо того, чтобы укреплять и ободрять людей, в церкви просто приспосабливаются к тому, что происходит.
Концепция духовного отцовства становится в этом случае искажённой. Лидеры вынуждены использовать силу, запугивание или манипуляции, чтобы всё работало.
- Небезопасная среда, когда дело касается решения проблем.
Церковь в безопасности, когда она знает, как эффективно справляться с проблемами в любви, благодати и истине одновременно. В среде, где процветает духовное насилие, людей часто очерняют и заставляют испытывать стыд. Отношения не защищены и имеет место предательство.
В таких токсических условиях лидерство может скатиться до менталитета “я — начальник, ты — дурак.” У людей недостаточно зрелости, чтобы сделать шаг назад и посмотреть, как можно решить вопрос более здоровым способом. Если мы выигрываем спор, но теряем возможность сохранить отношения, мы проигрываем.
Один из самых пагубных способов поведения — это “не говорить ничего негативного,” тогда возникает враждебная реакция на проблемы, боль и разочарование. В таких случаях люди не учатся тому, как эффективно проходить через боль.
Я также обнаружил, что, если церковь не делает ничего, чтобы решить проблему, эта пассивность может быть невероятно разрушительной для самой церкви.
- Тяжёлая религиозная культура, ориентированная на показатели.
У вас не получится создать среду с духовным насилием без этого, потому что такая культура подталкивает людей давать, служить, действовать и жить в христианстве, ориентированном на производительность. Пока люди заняты и делают что-то, работая на успех, всё идёт хорошо. Любые акценты вне этого не приветствуются и встречаются довольно холодно.
В данной ситуации делается серьёзный акцент на том, как всё выглядит со стороны. Более важным становится то, чтобы всё выглядело хорошо, чем естественная жизнь в Теле Христовом с результативной уязвимостью. Мы теряем ценность здоровой душевной жизни.
Люди устают от телевизионного совершенства, которое рисует им христианство. Мы не извлекаем уроки из своих падений. В то же время, наши перфекционистские ценности оказывают небожье давление на людей, искажая их способ взаимодействия с Богом. Они быстро обучаются тому, что их отношения с Богом основаны на служении и том, насколько всё идеально получается.
Это утомляет людей и разочаровывает их. К сожалению, в среде с ориентацией на показатели люди становятся средством для достижения роста, успеха и статуса.
- Люди подчиняются из страха и стыда.
Людей часто наказывают позорным способом и обычно при других людях, что подавляет их.
- Акцент на одном харизматическом лидере, который становится источником истины в последней инстанции по всем духовным вопросам.
Я вспоминаю служение, с которым мне пришлось общаться много лет назад, где ответом на любой библейский вопрос, который я задавал, было: “[Имя руководителя служения] говорит так.” Я помню, что думал: “А также то, что говорит Библия”
Люди теряют способность приобретать собственное мнение. Чтение неодобренных книг не приветствуется из-за веры в то, что люди не могут думать самостоятельно. Людей не поощряют читать Слово Божье и искать ответы самостоятельно. Появляется нездоровая зависимость от лидера.
Я помню, как много лет назад в церкви возник спорный вопрос, и многие члены церкви дали на него ответ словами: “Пастор [имя] говорит так об этом.” Никто не провёл собственное исследование Писания и этого вопроса самостоятельно.
- Грехи и слабости лидера умаляются, а грехи и слабости людей преувеличиваются.
Духовое насилие может начать исчезать, когда лидеры церкви захотят признать свои ошибки и честно поделиться своей собственной историей обретения искупления.
Это трагедия для пастора — учить о вещах, которые он сам не прочувствовал в своей жизни. Когда в последний раз вы слышали, как пастор каялся в определённых вещах перед общиной? Часто можно услышать проповедь о том, что церковь должна делать правильно, и очень редко о смирении и уничижении себя перед Богом.
- Чрезмерная духовность во всём.
В целом это очень серьёзная проблема. Очень просто вставлять везде “Бог сказал мне,” о чём бы мы ни говорили. Мы говорим о том, что слышали от Бога, так, будто мы слышим Его на 100% правильно все 100% нашего времени. Это приводит многих людей в Теле Христа к душевным болезням, потому что мы не умеем держать баланс с реальностью нашей жизни. Мы утратили силу того, что значит учиться слышать Бога не исключая здравые советы людей.
Появляется духовный ответ на всё, что приводит к манипулированию ситуациями и не даёт лидерам сказать: “Мы неправильно поняли. Мы думали, что слышим Бога, и теперь должны разбираться с тем, к чему это привело. Мы просим прощения и полностью берём на себя ответственность за это.”
Очень легко скрывать свои ошибки и неуверенность за словами, “Мне Бог сказал.”
- Контроль над личными решениями в личной жизни людей.
Меня шокировало то, насколько часто это случается, но тенденция растёт. Сама мысль о таком контроле звучит страшно, но это тот способ, с помощью которого много лидеров пытается чувствовать себя в безопасности. Они контролируют людей.
Это может касаться того, на ком людям следует жениться, какую выбирать работу и какие принимать решения.
- Культура исключительной духовности: “У нас есть монополия на Бога.”
Это можно заметить, когда мало ценят другие церкви и служения. Есть понимание того, что “у нас есть откровение об этом, и ни у кого другого такого откровения нет. Мы — единственные, кто получил это.”
- Серьёзные финансовые манипуляции.
Это непростая вещь, особенно потому что в церкви до сих пор существует нищенский взгляд на множество финансовых вопросов. Многие думают, что это нормально, когда люди, находящиеся на полновременном служении, живут в нужде и бедности.
Но это не даёт нам карт-бланш для использования пожертвований, благотворительных проектов и строительных кампаний для манипуляций. В некоторых церквях невозможно и одного воскресенья провести без постоянных разговоров о том, что люди должны жертвовать больше для текущих проектов.
Когда в вашей церкви имеет место культура, ориентированная на достижение результатов, всегда будут задействованы финансовые кампании. Они никогда не закончатся. Вам придётся каждый раз находить новый способ заставить людей жертвовать.
- Создание внутреннего пузыря, изолирующего людей от их семей, других служений и внешнего влияния.
Одна из проблем современного служения в том, что люди легко сгорают и отгораживаются от других сфер своей жизни. На самом деле, когда я ушёл с официального поста пастора, я был удивлён, как много времени я могу вкладывать в отношения со своей женой и детьми. Меня поразило то, как церковная жизнь может изолировать людей от многих важных областей их жизни, разрушая их целостность.
- Нежелание относиться с состраданием к тем, кто уходит.
Иногда наступает время, когда приходится иметь дело с опасными и токсичными людьми. Но в большинстве случаев причиной являются искренние разногласия или новые открытые двери для каких-то людей, которые церкви необходимо признать. Здоровые церкви знают, когда для кого-то из их членов приходит время перейти в другую общину и уважают этот выбор.
В церквях с культурой духовного насилия трудно уйти или перейти в другую церковь. Людей часто гнушаются. Отношения обрываются. С ними обращаются как с отбросами. Уходить из церкви очень сложно, но духовное насилие делает это еще более болезненным.
- Изолированная структура подотчётности.
В церкви либо нет подотчётности, либо такая система подотчётности, где всё свалено в одну маленькую кучу и не существует ни сотрудничества, ни совещаний по различным вопросам. Практически нет места для здорового и разумного обсуждения различных вопросов.
- Сильное законническое и религиозное давление.
Поскольку всегда делается акцент на том, как всё должно выглядеть со стороны, может иметь место законническое давление в вопросах греха, освящения и святости. Людей учат так, что они постоянно чувствуют, что должны делать лучше, выполнять задания лучше или действовать так, чтобы быть достаточно хорошими.
Первоисточник ieshua.org Перевод — Анна Иващенко